Корабли
Виндзор
и Итон
Уимблдон
Пабы
Фестивали
Транспорт
Во
всех публикациях
о
Великобритании
использованы
материалы
сайтов RussianCoorier, MegaTis,
Anglofil, Travel.ru, Turizm.ru.
Материалы из
газет "Аргументы
и Факты", "Иностранец".
Авторские
статьи и
подборки
Бориса
Криводубского,
Сергея
Вершинина,
Кима
Буровика,
Юрия
Бренгауза.
Размещены
авторские
фотографии Лондона
из
коллекции Neil
Setchfield (Photographic Library). |
|
Рассказы
о
сложностях
получения
визы
наводили
тоску, а
природная
лень не
давала даже
зародиться
мысли о
самостоятельном
заполнении
анкет и
посещении
посольства.
Все надежды,
как обычно,
были
возложены
на
всемирную
сеть.
Небольшой
обзор рынка
туристических
фирм,
предлагающих
оформление
виз, не
вселил
энтузиазма:
необходимость
посещения
посольства
не отпадала,
а платить от
100 до 150 зеленых,
только за то,
что кто-то
вместо меня
накарябает
пару слов и
съездит в
посольство
было ну
очень жалко.
Поскольку
время
поджимает,
приходится
совершить
личный
подвиг и
направиться
в
посольство.
Итак: в 11-05
подхожу к
посольству -
очереди на
улице, какая
бывает
часов в 9, уже
нет. Через 20
минут отдаю
документы,
анкету,
справку с
работы и
факс из
гостиницы -
это все,
никаких
подтверждений
о владении
собственностью
и тому
подобных
документов,
необходимостью
которых
пугают в
агентствах,
не
прилагается.
Сажусь
ждать
собеседования.
За весь день
один
неприятный
момент и тот
связан с тем,
что мое
заявление
было одним
из
последних. А
именно - не
успел
узнать
ответ до
обеда,
пришлось
покидать
посольство,
а затем
возвращаться
Само
собеседование
заняло
минут 5, а
может и
меньше, по
существу 3
вопроса:
почему еду
на такой
маленький
срок и
именно
сейчас, кто
оплачивает
поездку и
несколько
личных
вопросов.
После чего,
не
побоявшись
за свой
имидж, мне
предлагают
прийти на
следующий
день и
забрать
паспорт с
визой.
(к
оглавлению>>>)
Корабли
Англия - это
море.
Заработанная
в былом
репутация
великой
морской
державы по-прежнему
работает на
страну.
Лично у меня
слово
Англия где-то
во втором
ряду
ассоциаций
стойко
связано с
прокуренными
крепким
табаком
матросскими
бакенбардами,
наколками в
виде якорей
на
волосатых
предплечьях
и картузом
со
сломанным
козырьком.
Увидеть
море в
Лондоне
невозможно.
Город
расположен
далеко от
устья Темзы.
Сегодняшний
день мы
посвящаем
кораблям.
Первый из
них - военно-морской
крейсер Ее
Величества
"Белфаст"
стоит на
приколе
прямо
напротив
Тауэра.
Англичане
гордятся
подвигом
этого судна
во Второй
мировой: оно
потопило
крупный
немецкий
крейсер. Вся
экспозиция
на Белфасте
подчинена
этому
событию.
Англичане,
пожалуй,
лучшие
музейщики в
мире.
Оказывается,
что и
скучные для
большинства
посетителей
военно-морские
подробности
можно
преподносить
с размахом и
вкусом.
Главное -
воздействовать
при этом на
все органы
чувств
человека. Во-первых,
весь
корабль
можно
облазить,
начиная с
трюма с
кучей
непонятных
котлов и
хранилищем
артиллерийских
снарядов и
заканчивая
капитанским
мостиком и
каютой.
Везде ты
попадаешь в
реальную,
воспроизведенную
при помощи
восковых
фигур и
аудиозаписей
различных
звуков,
атмосферу
корабельного
быта.
Любопытно
было
заглянуть
на камбуз с
живописными
горками
нарезанной
картошки, в
зубоврачебный
кабинет (стоны
и
отвратительный
звук
бормашины), в
офицерский
кубрик и в
трюм, где
качались в
гамаках,
курили и,
постоянно
переругиваясь,
играли в
кости и
карты
доблестные
английские
матросы.
Полную
иллюзию
реальности
довершал
шум
бьющихся о
борт волн и
рев ветра.
Изолятор
для
провинившихся
в самом носу
в трюме.
Холодная
железная
каморка.
Заснуть
здесь,
наверное,
было
невозможно
из-за шума
воды. Ад для
клаустрофобов.
Пробираться
среди груза
в трюме
нужно очень
осторожно.
Как бы не
удариться о
многочисленные
железки и
низкие
проемы.
Представляю,
какой труд -
носиться
здесь по
боевой
тревоге.
Покалечиться
можно, даже
не принимая
участия в
боевых
действиях.
Наконец мы
снова
вдыхаем
свежий
воздух на
палубе. В
капитанской
каюте - полка
с лоциями.
Обед
подавался в
сервизе
английского
фарфора. Сам
капитан,
точнее его
чучело,
занят.
Руководит
знаменитым
боем -
потоплением
фашистской
посудины
схожих
размеров.
Поглазев на
сосредоточенные
лица
радистов и
офицеров с
планшетами,
лихорадочно
рассчитывавших
параметры
огня,
оставляем
корабль Ее
Величества.
Наш путь
лежит в
Гринвич.
Симпатичный
речной
кораблик
скользит на
восток по
Темзе вдоль
знаменитых
доков,
описанных
Диккенсом и
превращенных
сейчас в
район
дорогих
жилищ с
видом на
воду. Низкие
домики в
несколько
этажей
плотной
стеной
подступают
к
набережной.
Сюда
приходили
корабли со
всего света.
Здесь они
освобождались
от
колониальных
товаров,
которые
потом
разбредались
по всей
Европе. В
здешних
пабах
бородатые
боцманы
формировали
команды для
многомесячных
океанских
плаваний, а
судовладельцы
ревниво
следили за
ремонтом и
снаряжением
своих
посудин.
Минут через
сорок
швартуемся
у небольшой
пристани.
Ощущение,
что ты
далеко от
многомиллионного
мегаполиса.
Огромные
парки, тихая
набережная,
потрясающей
красоты
чугунная
ограда
военно-морской
академии.
Гринвич.
Первое, что
хотим
увидеть
здесь -
знаменитый
парусник "Катти
Сарк". Что?
Корабль
назван в
честь
ведьмы? У
бушприта
деревянная
носовая
фигура этой
малопривлекательной
дамы с
рельефной
обнаженной
грудью и
лошадиным
хвостом в
вытянутой
руке. Ведьма
не может
перейти
через
текущую
воду. Но
Катти это
удалось. Она,
стоя у
мостика,
подкараулила
проносившуюся
мимо лошадь
со
всадником и
буквально
перелетела
через речку,
крепко
ухватившись
за хвост. В
результате
лошадь
лишилась
хвоста,
который
остался в
руке Катти. "Сарк"
- это,
оказывается,
белая
холщовая
рубаха, что
была на ней в
этот момент.
"Катти Сарк"
возил чай из
Китая и
Индии,
совершив
множество
многомесячных
рейсов. На
его веку
было много
приключений,
штормов и
счастливых
возвращений
домой.
Сейчас он
здесь на
вечном
якоре, и все
желающие
могут
понюхать
мешки с чаем
в его трюме,
покрутить
штурвал и
потопать по
деревянной
палубе от
носа к корме.
Совсем
рядом
малюсенькая
яхта "Gypsy IV", на
которой
некий
склонный к
авантюрам
английский
лорд в 60-е
годы в
одиночку
обогнул
земной шар.
Да,
англичанам
есть чем
гордиться
по части
морских
достижений.
(к
оглавлению>>>)
Виндзор
и Итон
"Дача"
Елизаветы
расположена
в получасе
езды на
поезде в
западном
направлении.
Это
крупнейший
из
обитаемых
замков в
Европе.
Заложен, как
и все тут,
Вильгельмом
Завоевателем
в XI веке для
защиты
Лондона.
Именно это
норманнское
завоевание -
поворотная
точка в
британской
истории.
Норманны -
народность
с севера
Франции,
тесно
этнически
связанная с
викингами,
но
говорившая
по-французски.
Так,
британские
монархи
долгое
время, к
слову
сказать,
говорили
исключительно
на языке
Дюма. Даже
прозвище
знаменитого
Ричарда
Львиное
Сердце - это
перевод с
французского
Coeur de Lion. Центр
композиции
образует
огромная
круглая
башня на
высоком
холме. Внизу -
бескрайние
поля и Темза.
Веками тут
все
перестраивалось
и
достраивалось.
В
результате,
чтобы
осмотреть
все это
снаружи и
изнутри,
требуется
несколько
часов.
Большая
часть
покоев
венценосной
четы
доступна
посетителям.
Удивительно,
но ты не
чувствуешь
себя здесь в
музее. Это
дом, где
живут люди.
Даже
таблички,
регулирующие
движение
экскурсантов,
устроены
так, что
могут быть
мгновенно
убраны в
случае
приезда Ее
Величества.
В огромной,
наполненной
светом и
воздухом
прихожей
масса
древних
доспехов и
оружия. В
стеклянном
шкафу
заботливо
припрятана
пуля,
роковым
образом
оборвавшая
жизнь лорда
Нельсона во
время
Трафальгарского
сражения.
Любопытное
зрелище.
Седовласые
дворецкие
на
безупречном
английском
учтиво
поясняют
неискушенным
иностранцам
назначение
той или иной
залы или
помещения:
курительная,
зал
ожидания
для
иностранных
делегаций,
приемная и т.д.
Раз в году
здесь
проходит
обед членов
рыцарского
Ордена
Подвязки,
патроном
которого
является
Елизавета II.
Великолепие
отделки
многих
залов
оставляет
позади все
виденное до
этого.
Разумеется,
хочется
поболтать с
этими
замечательными
смотрителями
и выведать у
них
побольше
всяких
подробностей.
Не
обходится
без
идиотских
вопросов, на
которые им,
наверное,
приходилось
отвечать
десятки раз.
А почему
принц
Филипп (муж
королевы) не
король?
Оказывается,
что такова
британская
традиция.
Мужчина,
женившийся
на королеве
как до (в
случае
Елизаветы, к
примеру), так
и после ее
коронования,
не
приобретает
автоматически
титула
короля. А вот
женщина,
выходящая
замуж за
монарха,
титул
королевы
получает. А
это что за
комната? - А
тут послы
сидят в
ожидании
аудиенции. А
недавно тут
была
дискотека.
Дискотека в
Виндзорском
замке?! Во
всем этом
великолепии
гобеленов,
китайских
ваз,
старинных
полотен и
рыцарских
доспехов на
стенах? Да-да,
я не
ослышался.
Принц Гарри
недавно
справлял
день
рождения, да
и на юбилей
прелестной
старушки
королевы-матери
молодежь
веселилась.
Ну, надо же им
где-то
потанцевать!
Времена
меняются. В 1992
году здесь
был
огромный
пожар.
Сгорела
полностью
часть
дворца.
Именно
тогда
королевскому
двору
пришлось
ужаться в
расходах и
позволить
туристам
обследовать
свои
резиденции.
Без денег
никто не
станет
ремонтировать
даже
Виндзор.
Сейчас
следов
пожара нет.
Все
сверкает и
блестит. Во
всем, как
известно,
есть и свои
положительные
стороны. Во
время
реконструкции
в
перекрытиях
нашли
теннисные
мячи
Генриха VIII. На
территории
замка
церковь,
здесь
похоронены
многие из
последних
британских
монархов.
Рядом
часовня,
выстроенная
в честь
принца
Альберта,
мужа
королевы
Виктории.
Альберт
умер в
расцвете
сил от
брюшного
тифа, попив
местной
водички.
Системы
водоснабжения
и
канализации
в середине
прошлого
века (даже в
королевской
резиденции)
не
отличались
безопасностью.
Можно
только
представить,
что значила
эта утрата
для
легендарной
Виктории,
которая
потом сорок
лет носила
траур.
Внутренняя
отделка
часовни
абсолютно
фантастическая.
Такого мне
видеть еще
не
приходилось.
Все стены
сплошь
покрыты
искусными
инкрустациями
цветными
камнями. Так
рано
лишившаяся
мужа
владычица
тогдашнего
мира
пыталась
утолить
душевную
боль.
Сопровождаемые
извечным
моросящим
спутником
путешествующего
по Британии,
перебираемся
по
узенькому
мостику в
прилегающую
деревушку.
Выпрашивая
хлеб,
полчища
нахальных
лебедей
курсируют
по Темзе. Это
Итон.
Деревушка
со
знаменитым
на весь мир
колледжем - "кузницей
кадров"
британской
политической
и
экономической
системы (как
принято
было у нас
выражаться
в недалеком
прошлом).
Точной
дороги к
этому
заведению
мы не знаем,
но через
полчаса
оказываемся
у его дверей.
Легкий шок.
Неужели за
этой
обшарпанной,
некрашеной
деревянной
дверью со
скромной
табличкой "Eton
College"
скрывается
одно из
самых
престижных
в мире
учебных
заведений
для
мальчиков 10-18
лет? Здесь
строгий
конкурсный
отбор,
исключений
не делают
даже для
отпрысков
знатнейших
фамилий,
включая
королевскую.
Бесплатно
могут
учиться
только
настоящие
вундеркинды
из семей с
небольшим
достатком.
Британии
нужны свои
ломоносовы.
Строжайший
режим
интерната (как
это принято
здесь),
никаких
наркотиков
и алкоголя.
(к
оглавлению>>>)
Уимблдон
Уимблдон -
тихий южный
пригород
Лондона,
затерянный
между
своими
более
респектабельными
и богатыми
историей
соседями -
Гринвичем и
Ричмондом,
но именно он
на две
недели в
году
оказывается
в центре
внимания
мира. В этот
пригород
устремляются
сотни
журналистов
и сотни
тысяч
болельщиков.
На
протяжении
двух недель -
последней
июня и
первой июля -
Всеанглийский
теннисный и
крокетный
клуб
проводит на
своих
кортах
открытый
чемпионат
Великобритании
-
Уимблдонский
теннисный
турнир.
Формально
этот турнир
всего лишь
один из
четырех
самых
престижных
турниров
так
называемого
"большого
шлема" (вместе
с открытыми
чемпионатами
Франции, США
и Австралии -
но не Кубком
Дэвиса,
являющегося
командным, а
не
индивидуальным
первенством),
по которым
определяется
международный
рейтинг
теннисистов.
Но многие
согласятся,
что именно
Уимблдон
обычно
приковывает
к себе самое
большое
внимание, а
победители
считаются
неофициальными
чемпионами
мира.
Любопытно,
кстати, что
британцы не
попадали в
финал
своего
открытого
чемпионата
уже более
тридцати
лет. (Советский
теннисист
был в финале
в 1973-м году -
Александр
Метревели.)
Уимблдон -
единственный
большой
турнир, в
котором
игра идет на
травяных
кортах.
Трава, в
отличие от
глины,
придает
теннисному
мячу
большую
скорость, и,
хотя на
глиняных
кортах (скажем,
на Открытом
чемпионате
Франции)
теннис
более
зрелищен и
мяч
находится в
игре дольше,
игра на
траве
требует от
игрока
гораздо
более
быстрой
реакции и
контроля
над мячом, а
самое
главное -
пушечной
подачи.
Чтобы
растянуть и
сделать
более
захватывающей
теннисную
драму,
организаторы
турнира в 1995-м
году решили
ввести в
употребление
менее
упругие
мячи и тем
самым
замедлить
игру. Дерн на
Центральном
и Первом
кортах
застилают
рулонами, и
он остается
там только
на время
проведения
турнира.
Этот дерн
выращивают
на
специальной
ферме в
графстве
Йоркшир, все
связанное с
его
производством
и хранением
держится в
строжайшей
тайне.
Чтобы самые
сильные
игроки не "вышибли"
друг друга
из турнира в
первые же
дни
Уимблдона,
его
организаторы
применяют
специальный
рейтинг
теннисистов,
не
совпадающий
с
международным
и
учитывающий
способности
спортсмена
играть на
траве.
Болельщикам
знаком
термин "посев".
Под первым
номером "сеют"
("seeded")
теннисиста,
имеющего
самый
большой
шанс на
победу. Игры
первых пяти-шести
"посеянных"
в мужском и
женском
одиночных
разрядах
приковывают
к себе самое
большое
внимание и
проводятся
почти
всегда на
Центральном
или Первом
кортах.
Любопытно,
что за всю
историю "посевного"
рейтинга в
женском
разряде ни
одна "непосеянная"
участница
турнира не
побеждала в
Чемпионате.
В мужском
одиночном
разряде
такое
исключение
было - в 1985-м
году. "Непосеянный"
Борис
Беккер стал
чемпионом
Уимблдона.
Простой
смертный,
который
вознамерился
попасть на
матчи
Уимблдона,
должен
запастись
неограниченным
терпением и
выдержкой.
Очереди
выстраиваются
длиной по
нескольку
километров -
внушительнее,
чем в
мавзолей в
лучшие
времена
Владимира
Ильича. В
предварительную
продажу
поступают
только
билеты на
Центральный
корт - от 600
долларов (на
первые дни
турнира) до 2.200 (на
дни
финальных
матчей).
Львиная
доля
оставшихся
билетов
распределяется
среди "приближенных".
Первые
сливки
снимают
члены клуба,
спонсоры и
члены их
семей. Затем
билеты
получают
участники
турнира,
гости
турнира и их
окружение.
Далее
билетами
обеспечивают
весь
обслуживающий
персонал,
начиная с
пожилых
джентльменов
в синих
пиджаках,
следящих за
порядком на
территории
клуба и
вокруг него,
и кончая
продавцами
"горячих
собак". И
лишь
остатки
продают
публике в
день
турнира -
только на
этот день.
Люди стоят с
палатками,
спальными
мешками и
запасами
продовольствия.
Расклад
простой:
хочешь
посмотреть
матчи на
Центральном
или Первом
корте -
становись в
очередь
вечером
предыдущего
дня, а если на
всех
остальных 15
кортах - то
приезжай в
шесть утра в
день игры.
Жаловаться
некому,
хозяин -
барин,
устроители
турнира
распоряжаются
билетами по
своему
усмотрению,
на интересы
широкой
общественности
им плевать.
Более того,
ночь в
очереди не
гарантирует,
что вы таки
посмотрите
матчи. Может
пойти дождь,
игры
отложат, и
ваш билет
попросту
пропадет.
Но вот вы
обзавелись
желанным
билетом, и
думаете, что
ваши
мытарства
на этом
закончились?
Не тут-то
было.
Настройтесь
на то, что вам
придется
простоять в
очередях
большую
часть дня, на
который ваш
билет
действителен.
В очередях
на тот или
иной матч -
если вы не
планируете
сидеть на
трибунах
одного и
того же
корта весь
день (на
корты
пускают
либо между
играми, либо
когда
игроки
отдыхают
между
геймами и
сетами). Или в
очередях за
клубникой.
Любопытно
наблюдать,
как молодые
ребята
после
бессонной
ночи
прорвавшись
на
территорию
клуба,
дремлют на
траве в
ожидании
интересующих
их игр.
Английская
погода
вносит в
игру
дополнительные
ощущения.
Ведь все
корты -
открытые. В
дождливый
день даже
самые
решающие
игры могут
многократно
прерываться.
Каждый раз,
когда судья
принимает
решение
отложить
игру, на корт
выходят
двадцать
крепких
мужиков, в
перерывах
между
уимблдонами,
вероятно,
работающих
портовыми
грузчиками,
и с завидной
скоростью
затягивают
всю
поверхность
корта
гигантским
куском
белого
брезента:
чтоб не
залило
водой.
Болельщики,
прикрывшись
зонтами,
остаются на
трибунах
часами и
ждут, иногда
безуспешно,
возобновления
игры. Время
от времени
кто-нибудь
из
присутствующих
по
собственной
инициативе
берется
развлекать
всех
остальных.
Так в один из
дождливых
дней
Уимблдона 96-го
года
оказавшийся
на трибуне
Центрального
корта член
Всеанглийского
теннисного
и
крокетного
клуба рок-певец
Клиф Ричард
устроил под
дождем
сольный
концерт без
музыкального
сопровождения.
Во время
матча на
корте кроме
двух (или
четырех,
если игра
парная)
игроков в
поте лица
трудятся
еще человек
десять. В
первую
очередь -
судья,
который
сидит у
торца сетки
на верхушке
сооружения,
напоминающего
лестницу-стремянку
на колесах,
потом 6-7 его
помощников,
следящих за
тем, куда
попал мяч,
мальчики и
девочки,
подбирающие
мячи и
подающие их
игрокам, а
также люди,
меняющие
счет на
табло. Вся
эта команда
действует
слаженно и
быстро, как
единый
механизм.
Между тем их
работа не
лишена
риска: порой
им
приходится
принимать
на себя
пушечные
удары мячей.
Большинство
болельщиков
больше 2-3
сетов матча
не
выдерживают,
если,
конечно,
матч не
финальный.
Люди
начинают
переходить
с корта на
корт, по
дороге
останавливаясь
у киосков,
чтобы
перекусить.
Территория
клуба
непрестанно
заполнена
движущимися
во всех
направлениях
людьми, и
создается
впечатление,
что ты попал
на Выставку
достижений
народного
хозяйства
или на
традиционный
английский
прием в саду,
garden party со
многими
тысячами
приглашенных.
Самые
престижные
матчи,
естественно,
проходят на
Центральном
и Первом
кортах. За
ними
следуют
корт номер
два, корт
номер три и
корты 13 и 14. У
них-то
очереди и
выстраиваются.
На все
остальные
корты можно
попасть без
труда в
любое время,
однако "великих"
там вряд ли
увидишь.
Но ведь
совсем не
обязательно
смотреть
только на "великих".
Матч между
двумя,
скажем,
пятнадцатыми
ракетками
мира может
быть
гораздо
более
увлекательным
и полным
неожиданных
поворотов,
нежели игра
Сампраса с
Иванисовичем,
состоящая в
основном из
подач
смертельной
силы.
Билет на
турнир дает
возможность
бесплатно
посетить
Музей
Всеанглийского
клуба. Здесь
можно
познакомиться
с историей
игры, с
эволюцией,
которую
претерпели
теннисные
корты,
ракетки и
мячи, можно
полюбоваться
старинными
теннисными
костюмами.
Уимблдон,
кстати, пока
остается
единственным
турниром, в
котором
белая форма
обязательна.
За
последние
годы
нескольким
участницам
были
сделаны
замечания
за то, что под
их белыми
юбками
мелькало
цветное
белье.
В музее
можно
почерпнуть
множество
сведений и о
теннисных
звездах
прошлого,
тут есть
базы данных
на всех
знаменитых
игроков и
статистика
всех
теннисных
турниров,
тут
демонстрируются
документальные
кино- и
видеокадры
игр
прошлого,
среди
которых,
пожалуй,
самые
впечатляющие
относятся к
началу века -
на
мельтешащей
ленте две
дамы в
длинных
белых
одеяниях
грациозно,
но вместе с
тем
достаточно
энергично
перебрасываются
мячиком. В
дни, когда
нет игр, из
музея можно
выйти на
специальный
смотровой
балкон и
полюбоваться
Центральным
кортом
изнутри. С
балкона
хорошо
видена
королевская
ложа. Если
кто-либо из
королевской
семьи
присутствует
на матче,
игроки
обязаны до
начала игры
поклониться
в сторону
ложи. Там
часто
появляется
страстная
поклонница
тенниса
принцесса
Диана.
Герцогиня
Кентская
каждый год
вручает
призы
финалистам.
Уимблдонскому
турниру
сопутствует
не только
сложный
этикет,
форма
одежды, но и
традиционное
уимблдонское
блюдо -
клубника со
сливками. За
две недели
турнира
расходится
до 150 тысяч
порций
этого яства
в
пластиковых
упаковках.
Клубнику
специально
для
уимблдонского
турнира
выращивают
недалеко от
Лондона.
Фермеры из
кожи лезут
вон, чтобы
клубника
созрела к
нужному
времени.
Ягоду
поставляют
прямо с
грядок: от
сбора
урожая до
продажи
клубники
проходит
меньше
суток.
(к
оглавлению>>>)
Пабы
О пабах
наслышаны
многие. Это
английская
пивная,
трактир,
таверна.
Полное его
название "паблик
хауз" (англ. public
house), что режет
слух
некоторым
аскетически
воспитанным
российским
туристам. "Паб"
звучит
гораздо
безобиднее.
Вся
Великобритания
покрыта
густой
сетью пабов:
на каждые 750
душ, включая
младенцев,
приходится
по одному
пабу.
Наверное,
англичане
так успели
привыкнуть
к ним, потому
что
появились
пабы еще в
раннее
средневековье.
Утверждают,
что именно в
пабах
собирались
крестоносцы
перед тем,
как
отправиться
в крестовый
поход. Так
что
английская
традиция
собираться
в этих
заведениях,
как и
положено в
старой
доброй
Англии,
имеет
весьма
давние
корни.
Время
работы
пабов
строго
регламентировано:
с 11 до 15 часов
днем и с 18 до 23
вечера. В
пабе могут
быть общий
бар (public bar) и бар-салун
(saloon bar). Иногда в
нем есть еще
частный бар
(private bar) и "лаундж"
(lounge).
Конечно,
основную
торговлю
пивом ведут
паблик-бары,
в которых
посетителя
обслуживают
без особого
комфорта,
прямо за
стойкой.
Больше
удобств
предлагают
салун-бары,
но и цены
здесь выше.
Лаундж (буквально
"комната
отдыха") -
классом еще
повыше, чем
бар-салун.
Итак, пришло
время на
практике
разобраться,
что же такое
английский
паб.
Лондонские
пабы
сделаны все
по одному
образцу -
деревянные
скамьи и
столы,
деревянный
фасад.
Внутри
владельцы
развешивают
на стенах
самые
разные
предметы:
вымпелы,
старинные
утюги,
картины и т. д.
Настоящий
паб должен
пахнуть
хорошим
табаком и
старым
деревом. Паб
в Лондоне
нечто
больше, чем
простая
пивнушка. Он
занимает
особое
место в
жизни
англичанина.
Здесь он
общается с
друзьями,
узнает
свежие
новости,
отдыхает
после
работы.
Кстати
после
окончания
рабочего
дня в паб
бывает
невозможно
протолкнуться
- весь
трудовой
Лондон пьет
пиво. О том,
что
творится в
пабах, когда
там
транслируют
футбольные
матчи, даже
сказать
страшно. В
такие дни не
зазорно
взять
кружку и
пить прямо у
входа,
невзирая на
дождь и
холод.
Итак,
заходим и
сразу же
окунаемся в
уютную
атмосферу
музыки,
неторопливого
разговора,
сигаретного
дыма и
разогретого
масла.
Выбираем
местечко на
веранде у
самой реки.
Заказы
нужно
делать
самим.
Подходим к
барной
стойке.
Глаза
разбегаются
от обилия
сортов
разливного
пива!
Представлена
вся Европа:
пиво
английское,
ирландское,
датское,
немецкое,
бельгийское,
голландское...
Разливается
оно в бокалы
двух
объемов -
пинта и
полпинты.
Здесь
главное -
сразу надо
определиться
с целями.
Если вы
хотите
провести
вечер в
беседе с
друзьями
или
послушать
музыку, то
можно сразу
взять
несколько
пинт
любимого
сорта. А если
вы
планируете
провести
настоящую
дегустацию,
то
рекомендуем
начинать с
полпинты
какого-нибудь
светлого
сорта. Иначе
конец
вечера
может "раствориться"
в тумане,
абсолютно
не имеющим
отношения к
лондонской
погоде: ведь
некоторые
сорта пива,
особенно
темные,
довольно
крепкие.
На закуску
вам
предложат
соленые
орешки и
различные
чипсы. К
сожалению,
англичане
абсолютно
не понимают
прелести
хорошей
соленой
рыбки к пиву -
ни в одном из
пабов вы ее
не найдете.
Поэтому,
если вы
большой
поклонник
именно этих
двух
составляющих,
рекомендуем
запастись
таранью или
воблой
заранее в
России.
Ну что ж,
заказ
сделан,
получен (кстати,
рассчитываются
в пабе сразу
же после
получения
заказа),
отнесен на
столик.
Сделан
первый
глоток (вот
он - желанный
миг для
любого
пивомана),
кинут в рот
первый
орешек и
закурена
сигарета.
Можно
оглянуться
и
посмотреть,
что
творится
вокруг.
Свободных
мест нет.
Людей - море!
Причем
контингент
самый
разнообразный.
Вот рядом
сидит
группа
молодых
людей. На вид
им не больше
20 лет, явно
студенты
ближайшего
колледжа. А
почему,
собственно,
ближайшего?
Ведь
практически
у каждого
есть машина
и поездка в
любимый паб
за 30-40 миль - не
проблема.
Чуть
подальше
вовсю
веселятся "девушки"
в возрасте и,
видимо (об
этом
говорит
количество
пустых
бокалов на
столе),
делают это
довольно
давно и
энергично.
Еще дальше -
двое
джентльменов
в строгих
деловых
костюмах не
спеша
потягивают
темное и
ведут тихую
беседу. Судя
по стоящим у
ног "дипломатам",
они так
завершают
свой
дневной
бизнес. У
барной
стойки
несколько
человек
молча и
сосредоточенно
поглощают "жидкий
хлеб". Народ
постоянно
перемещается
туда-сюда:
кто-то
заходит, кто-то
выходит.
В паб можно
заявиться в
любой
одежде.
Здесь не
возбраняется
сидеть
сколько
угодно. И
совсем не
обязательно
что-нибудь
заказывать:
можно
читать
газеты,
писать
письма,
статьи и
даже
сочинять
романы -
никто вас не
попросит
освободить
место.
Многие
играют в
дартс или
криббидж.
Кстати, в
пабе не
проблема и
поужинать.
Почти в
каждом из
них вам
предложат
меню из пяти-шести
горячих
блюд. Но не
ждите
ничего
особенного.
Это, как
правило,
жареная или
запеченная
говядина в
различных
вариантах,
картофельный
пудинг и
конечно, "чипс
энд фиш" -
рыба с
жареным
картофелем.
В среднем,
каждое
блюдо стоит
4-6 фунтов,
пинта пива - 1,5-2
фунта, так
что ужин
обойдется
примерно в 10
фунтов на
человека. Не
сетуйте на
обслуживание
в пабах. Дело
в том, что
официанты
получают
неплохую
зарплату и
практически
не
заинтересованы
в чаевых, по
их меркам
мизерных.
Что ж, если вы
уже
попробовали
пиво со
знакомыми
названиями
"Heineken", "Guiness" или "Gosser",
пришло
время
продегустировать
и "Scotch Ale" и "Porter".
Тем более,
что уже
звучит
фраза: "Last orders!" (последний
заказ).
Бармен
заканчивает
отпускать
спиртные
напитки.
Значит у вас
есть еще
минут
тридцать на
то, чтобы
выпить
оставшееся
в бокалах и
выкурить
сигарету. А
последним
посетителям,
которым ну
совсем уж не
хочется
уходить,
вежливо
напоминают
"Time gentlemen, please!" О том,
что пора
уходить,
извещает
также
колокол над
стойкой
бармена.
Даже если вы
проповедуете
трезвый
образ жизни -
в Англии
обязательно
зайдите в
паб. И
гарантируем:
там, даже
наедине с
кружкой, вам
не будет
скучно!
(к
оглавлению>>>)
Фестивали
Самый
известный в
мире
Фестиваль
цветов
проходит в
Челси (практически
в черте
Лондона) в
мае. Самый
грандиозный
и
торжественный
праздник
страны - День
рождения
Королевы,
проходит в
Лондоне в
середине
июня. В
Эдинбурге
каждое лето (в
августе)
проходит
Международный
фестиваль
музыки и
драмы "Fringe" ("На
грани").
Феерический
музыкальный
Фестиваль
Гластонберри
проходит
среди
валлийских
холмов в
июне.
Грандиозный
Карибский
карнавал (самый
большой
карнавал
карибской
музыки за
пределами
региона) в
Ноттинг-Хилл
(Лондон)
проводится
в конце
августа.
Ежегодный
Фестиваль
международной
музыки
проводится
в июле в
городке
Лланголлен (Уэльс).
По всей
стране
каждый день
обязательно
да проходят
какие-либо
соревнования
по самым
разнообразным
видам
спорта.
Самые
знаменитые -
традиционная
Гонка Лодок
университетов
Оксфорда и
Кембриджа
проходит в
Лондоне на р.
Темза в
конце марта,
Большой
Национальный
кубок по
стипл-чейзу (самые
старые и
почетные
конные
соревнования
в мире)
проходит в
Эйнтри в
первую
субботу
апреля,
национальный
чемпионат
по футболу
достигает
своего
кульминационного
момента на
лондонском
стадионе
Уэмбли (до 2001-го
года) в мае,
самые
престижные
теннисные
соревнования
планеты
проходят в
Уимблдоне в
конце июня,
Королевская
Регата
стартует в
Хейнли-он-Темз
также в июне,
а в в конце
июля
проводится
настоящая
феерия
яхтенного
спорта -
Неделя Каус-Уик
на острове
Айл-оф-Уайт.
(к
оглавлению>>>)
Транспорт
Авиалинии
Прибывающие
в Лондон
международные
рейсы
приземляются
в аэропорту
Хитроу (тел.020-8759
4321),
находящемся
в 24 км к
западу от
города, а
также в
аэропорт
Гатвик (тел.01293-535353)
в 43 км к югу от
столицы
Великобритании.
Многие
международные
и
внутренние
рейсы
садятся в
Стэнстеде (тел.01279/680500)
к востоку от
Лондона.
Самый
дешевый
способ
доехать от
Хитроу до
центра
города — на
метро (линия
Пикадилли).
От всех
четырех
терминалов
аэропорта
поезда
отправляются
каждые 4-8
минут. 40-минутная
поездка
стоит 3,30
фунтов.
Поезда
Хитроу-Экспресс
(тел. 0845/600-1515) за 15
минут
доставят
пассажиров
от
аэропорта
до вокзала
Паддингтон
в центре
города.
Билет в
первый
класс стоит 20
фунтов, в
стандартный
вагон - 10
фунтов.
Отправления
- каждые 15
минут
ежедневно.
Автобус London Transport (тел.
0171/222-1234) маршрута
А1 идет от
аэропорта
до вокзала
Виктория с
остановками
на Cromwell Road, Earls Court, на
углу Гайд-Парка
(Hyde Park Corner).
Маршрут А2
идет от
Хитроу до King’s Cross
с
остановками
у Marble Arch и
площади Russell Square.
Автобусы
обоих
маршрутов
отправляются
каждые
полчаса
примерно с 6
утра до 20.30-21.30.
Билет на
одну
поездку
стоит 6
фунтов, "туда-обратно"
- 10 фунтов.
Дорога
занимает
около часа.
Поездка на
такси от
Хитроу
длится
около часа и
стоит около 40
фунтов.
Поезда Gatwick Express
идут без
остановок
до вокзала
Виктория с
интервалом
в 15 минут с 5.20 до
12.50, затем
каждый час с
13.35 до 4.35 утра.
Поездка
длится 30
минут и
стоит 11
фунтов.
Местные
пригородные
поезда
ходят
круглосуточно.
Каждый час с
6.30 до 22 до
вокзала
Виктория
отправляются
автобусы
компании Flightline 777.
Поездка
занимает 90
минут и
стоит 9,50
фунтов.
Поездка на
такси от
аэропорта
Гатвик до
Лондона
стоит около 80
фунтов.
От
аэропорта
Стэндстед
до вокзала
на улице Liverpool
каждые
полчаса
идет поезд Stansted
Skytrain. Билет
стоит около 10
фунтов.
Железная
дорога
Если вы
едете с
континента
в Лондон на
поезде,
самый
быстрый
способ
пересечь Ла-Манш
- через
туннель (Channel Tunnel).
Дорога от
Кале до
Фолкестоуна
занимает 35
минут, от
парижского
вокзала Gare du Nord
до вокзала Waterloo
в Лондоне вы
доедете за 3
часа. Поезда
компании British Rail
четыре раза
в сутки
отправляются
с
лондонского
вокзала
Виктория в
Париж
паромом
через канал (маршрутом
Дувр-Кале
или
Ньюхейвен-Дьеп).
Поездка
длится
около
восьми
часов. За
информацией
в
Великобритании
обращайтесь
в компании Eurostar
(тел. 0345/881881) или InterCity
Europe (Вокзал
Виктория
тел. 0171/834-2345;
резервирование
по тел. 0171/828-0892).
ЭдинбургЦентральный
железнодорожный
вокзал
Эдинбурга -
Waverley. Ежедневно
16 поездов
прибывают
сюда с
вокзала King’s Cross Station
в Лондоне.
Поездка
занимает
около 4,5
часов.
Информация
о поездах в
Лондон
доступна по
телефону 0131/557-3000,
по другим
направлениям
- 0131/556-2451. Телефон
вокзала King’s Cross Station -
0171/278-2477. Другой
железнодорожный
вокзал
Эдинбурга -
Haymarket принимает
поезда из
Глазго и
других
городов на
западе и
севере
страны. Он
находится в 5
минутах
пути на
поезде от
вокзала Waverley.
Автомобиль
Состояние
автомобильных
трасс в
Великобритании
отличное, но
в городах и
их
окрестностях
дороги
часто
загружены.
Движение в
Великобритании
—
левостороннее.
Ограничение
скорости на
улицах
городов и в
королевских
парках — 30
миль в час (50
км/ч), на
окраинах
городов —
иногда 40 миль
в час (65 км/ч), на
что
указывает
круглый
красный
знак. В
сельской
местности —
ограничение
60 миль в час (96
км/ч) на
обычных
дорогах и 70
миль в час (112
км/ч) на
скоростных
трассах.
Примерные
цены цены на
бензин — от 77
пенсов за
литр.
Самый
быстрый
способ
пересечь
пролив Ла-Манш
— через
туннель (Channel Tunnel).
Путь от Кале
(Calais) до
Фолкестоуна
(Folkestone) занимает 35
минут (от
автотрассы
до
автотрассы —
60 минут). За
информацией
обращайтесь
в «Le Shuttle» (телефон
в
Великобритании
- 0990-353535).
Лондон — это
запутанный
лабиринт
улиц, многие
из которых с
односторонним
движением,
что делает
поездку на
автомобиле
в Лондоне
непростой.
Следует
уступать
дорогу
пешеходам
на
переходах-«зебрах»:
в
Великобритании
это правило
чётко
соблюдается.
В пределах
пешеходного
перехода,
границы
которого
обозначены
зигзагообразной
линией,
останавливаться
нельзя. На
переходах-«зебрах»
также
запрещено
обгонять
другие
машины.
Использование
звукового
сигнала
запрещено с
23:30 до 7 утра.
В Лондоне
существует
множество
ограничений
на парковку.
В районах, в
которых
действует
ограничение
скорости 30
миль в час, в
ночное
время
парковаться
можно не
более чем в 25
ярдах (23
метрах) от
работающего
уличного
фонаря, но не
менее чем 15
ярдов (14
метров) от
перекрёстка.
На «красных»
маршрутах —
очень
оживлённых
отрезках
улицы с
двойной
красной
полосой —
нельзя
останавливаться,
даже чтобы
высадить
пассажира.
Проще
счесть, что
днём нельзя
парковаться
нигде, кроме
как на
платных
стоянках
или там, где
нет никаких
линий и
запрещающих
знаков — в
противном
случае вы
рискуете
подвергнуться
штрафу.
После 18 часов
ситуация с
парковкой
улучшается:
можно найти
место возле
отеля и даже
в центре
города. В
большинстве
случаев
машину
нужно будет
убрать до 8
утра, когда
начинается «час
пик».
Автобус
В центре
Лондона
традиционные
красные
двух- и
одноэтажные
автобусы
являются
основным
средством
транспорта,
хотя в
настоящее
время
существует
также много
частных
автобусов
самых
разных
цветов.
Основные
автобусные
остановки
обозначены
красными
буквами "LT" (London
transport). Если на
знаке
имеется
слово "Request", -
следует
сигнализировать,
чтобы
автобус
остановился.
В некоторых
автобусах
следует
платить
кондуктору,
когда
найдете
место, в
других -
водителю
при посадке.
Лондон
разделен на 6
транспортных
зон,
расположенных
в виде
концентрических
кругов. Чем
больше зон
вы
пересекаете,
тем выше
плата за
проезд.
Билет на
одну
короткую
поездку
стоит 70
пенсов (1 фунт
в
центральной
зоне). Билет
"Saver 6" дает
право на 6
поездок на
автобусе в
пределах
зон 1-4 и стоит 5
фунтов.
Существует
множество
проездных
билетов,
помогающих
сэкономить
деньги при
поездках на
метро и
автобусах,
поездах Docklands Light Railway.
Приобрести
их можно на
станциях
метро и в
газетных
киосках. Они
дают право
на
неограниченное
число
поездок на
метро и
автобусах,
электричках.
Они
действуют в
ночных
автобусах.
Эти билеты
продаются
на срок от
одной
недели.
Билет на
один день One Day
Travelcard стоит от 3.90 do
4.70.
Билет Weekend Travelcard
действует в
течение
выходных
или двух
дней
праздников
и стоит 5,20-7
фунтов. Он
дает право
на проезд на
ночных
автобусах в
конце
первого дня
своего
действия.
Билет Family Travelcard
действует
один день и
дает право
на проезд
двум
взрослым с
не более чем
четырьмя
детьми. (2,30-3,10
фунтов, за
каждого
ребенка - 80
пенсов).
Билет Visitor Travelcard
действует
от 1 до 7 дней и
стоит от 3,90
фунтов. К
нему
прилагается
купонная
книжка,
предоставляющая
скидки на
посещение
различных
музеев и
достопримечательностей.
Он
продается
только за
пределами
Великобритании.
Билеты LT Cards (стоят
5-7,50 фунтов)
действуют 1
день без
ограничений
времени на
всех видах
транспорта,
кроме
ночных
автобусов,
поездов National Railways,
поездок в
метро на
линии Bakerloo на
станциях к
северу от Queen’s Park.
За 11 фунтов
можно
приобрести
книжечку из 10
билетов на
поездки
только на
метро в
центральной
зоне
Лондона в
любое время
года.
В Лондоне
существуют
ночные
автобусы (буква
"N" перед
номером),
которые
работают с 23
до 5 утра.
Основные
пункты
пересадок:
Виктория,
Вестминстер,
Цирк
Пиккадилли,
Трафальгарская
площадь.
Плата за
проезд
несколько
выше, чем в
дневных
автобусах.
Проездные
на неделю и
месяц
действительны
в ночных
автобусах, а
билеты,
упомянутые
выше, - не
действуют.
При
поездках
вне
центральной
зоны билет
стоит 1 фунт и
1,50 фунтов,
если
центральная
зона входит
в маршрут.
Метро
Лондонское
метро,
фамильярно
называемое
"Tube" ("Труба") -
это удобный
и быстрый
способ
передвижения
по городу.
Станции
обозначены
круглым
знаком "London Underground".
Поезда
ходят как
под землей,
так и на
поверхности
- в
пригородах
Лондона.
Всего
существует 10
линий, линии
Central, District, Northern, Metropolitan, и Piccadilly
имеют
ответвления.
Отправляясь
в дорогу,
лишний раз
убедитесь,
что вы на
нужной вам
ветке. На
станции
имеется
электронное
табло,
сообщающее
пассажирам
маршрут и
конечную
остановку
прибывающего
поезда, а
некоторые
табло
указывают,
когда
приедет
следующий
поезд.
Билет на
одну
поездку
может
стоить от 1,50
до 3,50 фунтов, в
зависимости
от числа
пересекаемых
транспортных
зон. При
поездках
вне
центральной
"зоны 1" цена
билета - 0,90-2,20
фунтов.
Метро
работает с 5
утра до 0.30. По
воскресеньям
поезда
начинают
ходить на
два часа
позже и
заканчивают
работу на
час раньше.
Интервалы
меняются в
зависимости
от маршрута
и времени
суток, но, как
правило, не
превышают 10
минут.
За более
подробной
информацией
обращайтесь
в
информационные
бюро "LT" (London Transport)
на станциях
метро: Euston, Hammersmith, King’s Cross,
Oxford Circus, Piccadilly Circus, St. James’s Park, Victoria, в
аэропорту
Хитроу (терминалы
1 и 2), которые
работают с 7
утра до 22.
Также
круглосуточно
звоните по
телефону 0171/222-1234.
Такси
Большие
черные
такси стали
неотъемлемым
атрибутом
Лондонских
улиц.
Стоянки
такси вы
найдете
возле
отелей и
многих
популярных
среди
туристов
мест. Также
можно
остановить
такси на
улице. У
свободной
машины
должен
гореть
желтый знак
"For Hire" на крыше.
Часто ночью
таксисты не
включают
его, чтобы
иметь
возможность
самим
выбирать
пассажиров.
Базовый
тариф - 1,40
фунтов,
далее
начисляется
20 пенсов за
каждые 281 ярд (256
метров) или 55,5
секунд, пока
сумма не
достигнет
предела в 8,60
фунтов.
После этого
начисляется
по 20 пенсов
за каждые 188
ярдов (170
метров) или 37
секунд.
Дополнительная
оплата - 60
пенсов за
поездку в
будни с 20 до
полуночи. В
Рождество и
Новый Год -
доплата 2
фунта. Если
пассажиров
больше
одного, за
каждого
дополнительного
пассажира
берется 40
пенсов.
Обычно в
апреле цены
повышаются.
По этому
адресу http://www.londontransport.co.uk/
есть вся
информация
о
транспортной
системе
Лондона. Там
же вы можете
скачать и
распечатать
подробную
информацию
о ценах,
интервалах,
расчёт
времени в
пути, как
доехать до
центральных
музеев и
многое
другое, 16
языков, но
русского
нет. Формат PDF.
Если Вы
прибыли в
Лондон на
значительное
время, вам
необходимо
купить
карту
Лондона в
виде книжки,
цена 3-7 ф.с
Называется «London
AZ Street Atlas & Index». Очень
прост в
использовании.
(к
оглавлению>>>) |
|
Великобритания
- общая
информация
Страна,
расположенная
на
Британских
островах у
северо-западных
берегов
континентальной
Европы,
традиционно
называется (по
имени
крупнейшего
острова)
Великобританией,
а по
названию
исторической
части -
Англией.
Официально
же она
именуется Соединенное
Королевство
Великобритании
и Северной
Ирландии.
Далее>>>
Лондон
Знакомство
с любой
страной
начинается.
как правило,
с её столицы.
Последуем
этому
правилу и
отправимся
в Лондон, -
город
замечательных
исторических
памятников
и
превосходных
архитектурных
ансамблей,
музеев
мирового
значения и
великолепных
картинных
галерей,
город
живописных
пригородов
и обширных
тенистых
парков.
Более
подробно>>>
Основные
достопримеча-
тельности
Великобритании
Территория
Великобритании
полна
природных
контрастов -
древние и
унылые
торфяники,
вересковые
пустоши и
неправдоподобно
синие озёра
Шотландии
на севере,
живописные
береговые
обрывы и
кристально
чистые
спокойные
воды у
южного и
западного
побережий,
холмистая
окультуренная
Центральная
Англия с
парками и
лужайками,
величественные
горы и
зелёные
долины
Уэльса на
западе.
Каждый
регион
страны
имеет
характерный
внешний
облик, свои
самобытные
традиции,
культуру и
обычаи.
Далее>>>
Поездка
в Лондон -
часть 1-я
Виза
в Англию.
Неделя в
Лондоне Всё
по-другому.
Еда.
Лондонский
пейзаж. Об
этом
подробно>>>
Поездка
в Лондон -
часть 2-я
Тауэр
и Тауэр -
Бридж. Чем
заняться
вечером.
Лондон и
Королева.
Город.
Выводы. Об
этом
подробно>>> |