ФРАНЦИЯ
Домой ЕВРОПА Клуб путешествий

Вверх
Горные лыжи
Диснейленд
Нормандия
флаг страны
Общие сведения

Париж

Искушение Парижем

О французах

Как ориенти - роваться в Париже

Средне - вековая Франция

В публикации использованы материалы сервера Туристический Маяк и Travel.ru, газет "Московский Комсомолец", "Магазин Путешествий", "АиФ Тур", журналов "Обучение за рубежом", "Туризм и образование", авторские статьи Виктории Сарыкиной, Фёдора Юрина и С.Г. Пустыль- ника.

Общие сведения

территория: 551,6 тыс. км2
население: около 55,7 млн. человек
столица: Париж
время: московское - 2 часа.

Франция– государство в Западной Европе.     Государственный язык – французский.     Подавляющее большинство верующих – католики.      Столица – Париж. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври и др.) он  образует так называемый Большой Париж, где проживают 10 млн. чел. Много лет Париж остается непревзойденным лидером в списке городов, которым туристы отдают предпочтение. Основная туристическая часть города находится на правом берегу Сены: Лувр (бывшая королевская резиденция, ныне один из богатейших музеев мира), Бирж, Тампль, Триумфальная арка, Елисейские поля, а также правительственные учреждения. На левом берегу расположены университет, богемные кварталы, в т.ч. Латинский квартал.

Природа и география. 
     Западный и северный районы Франции – равнины и низкогорья; в центре и на востоке – средневысотные горы (Центральный Французский массив, Вогезы, Юра). На юго-западе – Пиренеи, на юго-востоке – Альпы.  Французские Альпы – самые высокие горы Западной Европы, крупнейший в мире центр зимнего спорта. Популярнейшие курорты Французских Альп – Шамони и Куршевель.
     Морские берега, протянувшиеся на 3120 км, включают в себя скалы Бретани, длинные гряды дюн со стороны Атлантики, чудесные песчаные пляжи и бухты Средиземноморья. Юго-восточное побережье Франции носит название Лазурный берег. Центрами туризма здесь являются знаменитые Ницца и Канны. 

Климат:
     Климат морской умеренный, на востоке переходный к континентальному; на Средиземноморском побережье – субтропический. Лето жаркое, но западный ветер приносит свежесть. Зима мягкая, снег идет редко. Средняя температура января 1-100 С, июля 16-240 С.

Янв

Фев

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг

Сент

Окт

Нояб

Дек

3

4

7

11

14

17

19

18

16

12

7

4

Кухня:
     Французская кухня признана одной из лучших в мире. Среди традиционных блюд – луковый суп, лягушачьи лапки, устрицы. Каждому блюду соответствует красное или белое вино. Кулинарные пристрастия французов очень разнообразны. Так на побережье Средиземноморья больше употребляют рыбу, овощи, оливковое масло, специи и пряности. А вот на побережье Луары можно попробовать необыкновенные блюда из листьев одуванчика и пресноводной рыбы. 

Валюта:
     Национальная валюта – французский франк. Разменная монета – сантим (100 сантимов = 1 франк). Приблизительное отношение франка в доллару 5:1.
     С 1 марта 2002 года - единая европейская валюта - евро. 1 евро = 100 евроцентов.

Посольство в Москве:
     Посольство в Москве находится по адресу: ул. Б. Якиманка, д. 45. Телефон: 236-00-03. 

Таможенный контроль:
     Разрешен беспошлинный ввоз сигарет - 200 шт., крепких спиртных напитков - 1 л, или напитков крепостью менее 22° - 2 л, или сухого вина - 2 л, кофе - 500 г, чая - 100 г, продуктов питания (рыбы - 2 кг, икры - 250 г, продуктов животного происхождения 1 кг), новых вещей или продуктов питания для личного потребления - на сумму не более 1200 франков (600 франков для детей в возрасте до 15 лет). Маркировка сроков годности продуктов питания обязательна.

Праздничные дни:
     1 января – Новый год, Пасха, 1 мая – День трудящихся, 8 мая – День Освобождения, 12 мая – Вознесение Христово, 23 мая – Духов день, 14 июля – День взятия Бастилии, 15 августа – Успение, 1 ноября – День Всех Святых, 11 ноября – День Поминовения, с 25 декабря по 1 января – Рождество.
     В праздничные дни музеи закрыты, однако некоторые магазины работают. ( к оглавлению>>> )

Париж - столица мира

    Именно так часто называют Париж. Из-за особой “столичной” атмосферы, стиля жизни, достопримечательностей и многого другого, что ассоциируется с понятием “столица”. Париж - многолик и многогранен, романтичен и урбанизирован. Только побывав здесь, можно понять знаменитую фразу “Увидеть Париж - и умереть”. Причем увидеть его одинаково хорошо в любое время года: как солнечным летом, так и пасмурной осенью. Собор Парижской Богоматери, Латинский квартал, Лувр,  Версаль и Фонтенбло -  все это весьма привлекательно и интересно, особенно для тех, кто впервые посещает французскую столицу.
    Безусловно, заслуживают внимания Дом Инвалидов и музей д’Орсэ, где наиболее полно представлены шедевры импрессионистов, музей средних веков Клюни (украшение которого - гобелен с изображением золотого единорога считается мировым шедевром); музей скульптора Родена и Пантеон - усыпальница Вольтера, Виктора Гюго и других выдающихся французов.
     Эйфелева башня стала самым посещаемым в мире туристическим объектом. А ведь в конце XIX века этот архитектурный шедевр собирались даже демонтировать. Мопассан назвал “старую даму” кусками железа, соединенными болтами. Более того: тот же Мопассан на вопрос, почему же он посетил так нелюбимое им детище Эйфеля, ответил, что именно здесь находится единственное место в Париже, откуда “не видно эту гадость”. Зато именно с “Парижской красавицы” видны практически все достопримечательности французской столицы и ближайших окрестностей. И такой прекрасный вид открывается в ясный солнечный день, что “дух захватывает”, и удивляешься, почему люди - не птицы и не могут летать... 
    А с высоты птичьего полета понимаешь, что Париж - не только город музеев, но сам - огромный музей под открытым небом. Ибо буквально каждая площадь, каждый дом, каждая набережная Сены - неповторимы. Чтобы почувствовать это, ощутить всю прелесть парижских улиц, конечно же, лучше побродить пешком по французской столице. И необязательно для своей неспешной прогулки избрать центр. 
    Совсем неплох для данного увлекательного занятия Монмартр, самый высокий холм Парижа, увенчанный словно короной белоснежной базиликой Сакре-Кер, сооруженной во искупление грехов за подавленное в конце XIX века восстания коммунаров. Неподалеку же от базилики находятся знаменитое кабаре Мулен Руж (эмблема которого, красная мельница, известна во всем мире), воспетое в полотнах Тулуз-Лотрека и местное кладбище, на котором очень интересны надгробья на могилах Стендаля, Жака Оффенбаха, Эмиля Золя, Эдгара Дега, эстрадной певицы Далиды, одной из спутниц Салваторе Дали. Кстати, на Монмартре неплохой музей этого самого известного художника-сюрреалиста, произведения которого можно купить здесь же, имея в карманах изрядную сумму. 
    А как замечателен Париж вечерний и ночной, когда закрываются музеи и торговые центры, где можно приобрести буквально все, что только “душе угодно”?  Не будем о театрах и дискотеках - подобным никого не удивишь. 
    Пожалуй, шарм Парижа -ночные шоу и кабаре. Кроме знаменитого “Мулен Руж”, можно посоветовать провести вечерок в хорошо раскрученном и известном в России кабаре “Лидо”, где посетителей ждет калейдоскоп танцев, песен, цирковых номеров, красочных декораций и костюмов. Или в Фоли Бержер, где звучат старинные французские песни и обстановка более камерная и спокойная. А в Crazy Horse Saloons вас ждут изысканная обстановка и “незначительные технические средства” (как сказано в одном из путеводителей) при проведении представлений. 
    Если же вы хотите насладиться “работой” настоящего французского шансонье и почувствовать на себе традиции кабаре, путь ваш лежит в Le Lapin Agile. В большинстве кабаре предлагается и ужин. Хотя гурманам и обжорам лучше отужинать в одном из парижских ресторанов. Выбор огромен - от супердорогих “Максима” и La Tour d Argent (с видом на Собор Парижской Богоматери), где предлагается фирменное блюдо - утка (с определенным номером и сертификатом качества), до небольших китайских, в которых очень неплохи та же утка, но по-пекински или свинина в ананасовом соусе. 
    И еще много чего интересного можно увидеть и услышать в Париже, жить и умереть в котором мечтал Маяковский. Да и не он один. А, пожалуй, всякий побывавший во французской столице и мечтающий о возвращении сюда. ( к оглавлению>>>)

Искушение Парижем

Не стоит ехать в Париж за Эйфелевой башней в комплекте с Елисейскими Полями. Нет, туда следует ехать за атмосферой. Не просите объяснить почему – это следует принять как данность. Важно другое – за какой именно атмосферой... 

Город-ребус
     Чем удивляет этот город даже местных жителей, так это неожиданностью: никогда не знаешь, где ты окажешься и что тебя ждет за поворотом, – яркие краски Азии, холодная надменность вылизанных бутиков, горячая атмосфера «греческих» улиц, величие монументальных зданий на набережной Сены или… да мало ли что там окажется, за поворотом. При всем том в городе царит абсолютная гармония. Гармония, которую сами французы возвели в культ. А еще – Париж в сравнении с Москвой такой крохотный! Но туристам от этого не легче – без карты в обилии площадей и улиц запутаться ничего не стоит. Сначала, как водится, турист открывает рот от блеска и мишуры в виде Эйфелевой башни и Елисейских Полей, а уже затем происходит реальное знакомство – когда «туристический минимум» сдан, ему слой за слоем открывается настоящий город. «Париж – это самый крупный бриллиант в короне европейских городов, – сказал один режиссер. – И красота его, как у истинного шедевра, постижима не сразу». За этими цветистыми фразами и в самом деле кроется главный секрет Парижа.

Осенняя меланхолия
     Осенний Париж. Убаюкивающее октябрьское солнце, под лучами которого на террасах кафе и ресторанов греются парижане. Кофе, золотистый круассан, ностальгия по ушедшему лету. Впереди – темные ночи и колючие дожди. И гарсоны уже убирают террасы: зонтики налево, стулья вверх ногами и в сторону. В Латинском квартале все больше озабоченных лиц, а по утрам здесь яблоку негде упасть от наплыва студентов со всего мира. «Вa va?» – «Вa va, Нa va». Но пока греет солнышко, можно взять стул в Люксембургском саду и, волоча его мимо покрывшегося зеленью и бледными цветами бассейна, названного фонтаном Медичи, вдыхать негородской воздух и устроиться, закинув ноги на бордюр, напротив Сената. Смотреть на летящую паутину, на еще буйную зелень сада и радоваться тихому дню. Потом идти по улицам куда глаза глядят: они всегда почему-то глядят в сторону бульвара Сен-Жермен. Если сейчас нырнуть под аркаду, натолкнешься на самый старый парижский ресторан «Прокоп» (Procope). Здесь очень красивый декор и совсем невкусная еда. Procope стоит на улочке – тонюсенькой и малюсенькой, – на которой не видно неба: то ли улица, то ли грот. По ней бродят парижане и почти нет туристов. А если последние и встречаются, то распознаются по своему любопытству: туристы пытаются зайти в уличные аппендиксы – в частные владения местных жителей, преимущественно художников. Художники давно с этим смирились и уже сами открывают двери на улицу, а окна – на бульвар Сен-Жермен, по которому бегут машины и люди. И в уголках которого скрываются настоящие парижские сокровища: разрушенный подвал с выставкой фотографий Хельмута Ньютона, кафе с воздушными экзотическими плодами, витрины с вещами от Филиппа Старка, эко-магазины разных штучек, которые все больше для красоты, но антикварных стоимостей. И если не попробовать, то хотя бы понюхать. И если не разглядеть, то хотя бы взглянуть. И если не купить, то хотя бы потрогать.

Праздник, который всегда
     В Париже есть свой Шелковый путь. Не парадный, но в этом вся его прелесть и очарование. Потому что это парижский Восток, ни на что не похожий, даже на Восток. И только поверхностный взгляд оценивает его как французский чайна-таун. На взгляд парижанина, это – аррондисман, район, округ под номером 13. И почему бы в этом районе не обосноваться китайцам, тайцам и вьетнамцам? Они такие же парижане. Аррондисман 13 – это «Макдоналдс», где меню и вывески написаны иероглифами, супермаркет «Танг Фрер», где яркая клубника и сотни видов лапши, рестораны, пропитанные специями, где очень вкусно кормят, но на кухню которых лучше не заглядывать. Аррондисман кипит, шевелится и двигается, он говорит не на французском, а на особом, птичьем, наречии, он смотрит на тебя сквозь узкие щелочки глаз, по-восточному учтиво кланяется, он перетаскивает с места на место какие-то пакеты, вещи, предметы – вот только что этот прохожий нес две огромные яркие сумки, а теперь он вынырнул с другого конца улицы с табуретом. А может, это не он, а его соплеменник? Поди разбери. В феврале весь город соберется в 13-м районе – у местных парижан свой восточный Новый год, и остальные 19 аррондисманов придут смотреть на праздник. Драконы, змеи, красивые девушки, благовония, фрукты.
     Париж привык праздновать несколько Новых годов: и светский – 1 января, и православный – в ночь на 14-е, и китайский, и… И каждый раз все разное, и каждый раз все другое. В прошлом году в «Максиме» на русском Новом годе почти не было русских, Новый год по старому православному стилю пришли праздновать французы, ни слова не знающие по-русски. И пили водку, и черпали икру. И в пляс пускались, слепя зайчиками от бриллиантов.
     А как насчет Греции в Париже? Рядом с Сеной, Нотр-Дамом и площадью с фонтаном Сен-Мишель? Нет проблем. Греция прячется в проулочках, ее нужно только найти, но выйти оттуда придется не раньше, чем через несколько часов. Огромные вертела, бутыли с вином, валящие с ног ароматы, невероятных размеров морепродукты – таких невероятных, что прямо впору их на ВДНХ отправлять. А сверху льется тягучая греческая музыка, лицо расцвечивает алый неон, и уши глохнут от зазывов: «Иди сюда! Иди!» Иду. Меня два раза приглашать не нужно.

Город открытий
     Все любят Лувр, а я люблю музей Д’Орсэ. Все стремятся в Пантеон, а меня устраивают маленькие шедевры в виде музеев магии, парфюмерии или костюма. Сад Родена? Красив. Но гораздо прелестней корявости парка Флораль, тихий шорох крыльев в Саду бабочек, хитрое переплетение Запада и Востока в парке Андрэ Ситроен. Кстати, вы знаете, что Андрэ Ситроен родился в Одессе и значился по паспорту как Андрей Цитрон? 
     Так вот, музеи. Плюньте на Лувр, все равно весь не посмотреть, а отмечаться у застекленной и облепленной японцами Джоконды нет никакого удовольствия. Знайте, что в Париже есть музей Д’Орсэ, где собрана самая большая в мире коллекция импрессионизма. И дух там витает такой… запредельный. Сам музей – бывшее здание вокзала «Париж-Орлеан»: бетон, железо, стекло, часы, лестницы и узкие коридоры. Бродить из зала в зал на неустающих ногах часами, выстаивать подолгу у Манэ и Ван Гога, рассматривая причудливое плетение. И потом переваривать впечатления под чашку кофе в верхнем «вокзальном» баре.
     Кто сказал, что центр Вселенной находится в Центре Жоржа Помпиду? Конечно, конечно – удивительная архитектура с выведенными на улицу коммуникациями стоит того, чтобы там побывать, но ведь в Париже есть и Пале де Токио, черт побери! Пале де Токио, который парижане окрестили «Токийским Эдемом»! Япония и минимализм здесь совсем ни при чем – здесь царство современного искусства и архитектуры, и нет границ ни фантазии, ни времени. А еще в Париже есть Дворец миражей – игра света, декора, зеркал. И есть Музей парфюма с тысячами флакончиков и запахов – здесь воскрешаются в памяти ароматы и лучшие события, с ними связанные, здесь можно купить давно забытые духи и придумать свой собственный парфюм. А на окраине Парижа (порт Ля Вилетт) открыт город-музей науки: вот залы для детей, вот – для взрослых, а сюда, пожалуйте, всей семьей. Все, начиная от космоса и звезд и заканчивая залами «Звук», «Свет» или даже «Волосы». Именно в этом городе-музее находится легендарный кинотеатр-шар, где можно смотреть документальные фильмы без знания какого-либо языка: видео- и аудиоэффекты создадут впечатление полного присутствия в картинке. В обожаемом парижанами научном городке ежедневно идут спектакли: в зале «Света», в планетарии и даже в маленьких зальчиках, где запросто можно устроить шоу, воспроизводя игру на разных ударных музыкальных инструментах при полном их отсутствии – просто размахивая руками, «вибрируя» воздух.
     Но если тянет на природу, то Париж как нельзя лучше подходит для отдыха в черте города. Французы обожают парки и сады – сколько же их в Париже?! Под сотню, не меньше: Сад влюбленных, Сад романтиков, парк для малышей Аклиматасьон, в котором пони, куры и аттракционы для четырехлетних карапузов, в котором ивы плачут над маленькими голубыми водоемчиками в кувшинках. Или вот, любимый мной парк Андрэ Ситроена, названный Парком будущего, – симметричные фонтаны и огромное поле газона, на котором парижане сидят круглый год, если только нет дождя. В уголках парка притаились садики – японские и китайские. По периметру «лежат» водопады и ручьи с золотыми рыбками и живыми утками. А если зайти поглубже в насаждения, которые так и остаются зелеными зимой, то обязательно натолкнешься на фотосъемки: фотограф, визажист, манекенщицы и целая группа стилистов-постановщиков. «Ах, извините!» – «Ничего-ничего. Нам бы успеть до дождя». ( к оглавлению>>> )

Немного о Французах

Отношения
     Этикетом предусмотрены разнообразные касания друг друга: рукопожатия, похлопывание по плечу, поцелуй в щеку (а точнее, в пространство мимо щеки). Если хотите проявить дружелюбие, не уклоняйтесь от этих жестов. Прикосновения являются почти обязательными в общении французов. Так, пара за столиком парижского ресторана совершает за час примерно 110 взаимных прикосновений (тогда как лондонцы вообще не касаются друг друга). 
     Отношения с французами завязываются сразу, с первых слов. Они легко идут на контакт и не конфликтуют не только в переполненном общественном транспорте, но и в дорожных пробках, которых в Париже, например, не просто много - улиц без пробок, кажется, не существует вовсе. 
     Если француз обращается к вам, он делает это неоднозначно, и от ответа (даже на улице) вам не уйти без риска показаться невежей. Французы настолько откровенно рассматривают женщин, что иностранкам по возвращении на родину кажется, что их вообще не существует. 
     Американский знак ОК во Франции означает "ноль" или "бесполезно", то есть имеет прямо противоположное значение. 

Еда
     Не думайте, что французы круглые сутки вкушают деликатесы. Не стоит сразу же требовать тушеных лягушек и вина урожая тысяча восемьсот лохматого года. Отведайте лучше виноградных улиток (тоже очень вкусных). 
     Знайте, что в Гаскони, Провансе, Лангедоке пища очень острая, с большим количеством разнообразных приправ и пряностей, а также лука и чеснока. А в Эльзасе всему остальному предпочитают свинину с капустой. 
     Сыр подают после основного блюда, но до десерта. Не вздумайте требовать к сыру сок или колу - сыр позволено запивать исключительно красным вином. Кстати, на случай, если вдруг захотелось сырку: его можно купить... в винном магазине. 
     Если соберетесь посидеть в кафе или баре, знайте, что стоимость напитков (одних и тех же) зависит от места, где вы их принимаете. Выпить у стойки - дешевле всего, цена возрастает, если вы присядете за столик в помещении кафе, самые дорогие напитки - на открытой террасе, на свежем воздухе. 
     Зато воду из-под крана подают совершенно бесплатно. Вода чистая, ее можно пить. Французы называют ее chateau Chirac (подразумевая вино "Замок Ширака"), так как именно при Шираке были установлены огромные очистные сооружения. 
     Если вас пригласили на обед, приходите к восьми вечера. Но не надейтесь наесться так, как на русском званом ужине: никаких столов, ломящихся от яств. Привычку французов экономить на всем (и на еде едва ли не в первую очередь) не проймешь ничем. 
     В воскресенье и выходные магазины не работают. В будни они закрываются уже в семь вечера, и невозможно купить даже хлеб (за исключением арабских лавочек, где можно найти в любой самый сонный час что угодно, но дороже). 

Транспорт
     Автобусы останавливаются только по требованию. Маршруты функционируют до 21 часа, а по выходным многие автобусы не ходят. 
     В такси пассажиры не имеют права занимать сиденье рядом с водителем, им предоставляется только безопасный задний диван. Зато на переднем сиденье часто ездят собаки. Если вам нужно проехать по городу на машине, лучше взять такси, не ловить частника. Это не принято, кроме того, частники возьмут с вас дороже. 
     Чтобы поймать такси, надо идти на стоянку и стоять в очереди. Проезд из одного конца Парижа в другой обойдется примерно в 17-18 евро, а еще надо стоять в пробках. 
     Французы, в отличие от прочих европейцев, спокойно переходят улицу на красный свет. Но французы за рулем галантны и вежливы, как на балу. Сплошные пробки приучили их уступать друг другу дорогу. Поэтому основное правило дорожного движения называется "мне надо". Они запросто дадут вам перестроиться через несколько рядов, повернуть с левой полосы направо, развернуться в толчее машин, если вы покажете, что это "вам надо". Это правило распространяется и на пешеходов. 
     Если берете машину напрокат, старайтесь брать самую маленькую: и в пробке пролезете, и парковаться удобнее. Лучше, если этой машины еще не коснулся технический прогресс с его автоматической коробкой передач.

Бизнес и деньги
     Установив множество мелких правил, обязательных для соблюдения, французы в большинстве своем их стараются не соблюдать. Например, спокойно, без угрызений совести позволяют себе опаздывать не только на званые ужины, но и на важнейшие деловые встречи. Причем опаздывают с чувством, с толком - минут на 30-40. Они даже не назначают точное время встречи: "Приду в семь - полвосьмого". За опоздания чаще всего не извиняются. 
     Скупость французов вошла в поговорку. Однако и здесь не все однозначно. Скупость и предельная экономия запросто уживаются с расточительностью. Хозяин гостиницы может высчитывать с вас по 70 франков в день за пару бутербродов и кофе - и вдруг устроить вам банкет и оплатить весь счет. Могут, угощая, дать лишь пригубить хорошего вина, а через неделю прислать ящик того же вина в подарок.

Друзья
     Среди французов процветают приятельские отношения, но того, что мы называем дружбой, нет и в помине. Сердечности и душевности от отношений ждать не приходится. Они вполне могут пригласить вас к себе в гости на кофе (и это будет только кофе) или аперитив (и напоят, как ни странно, аперитивом), но зайти к ним запросто поболтать о жизни, проходя мимо, не удастся. Вполне в их духе занять денег у своих родителей и отдавать с процентами. ( к оглавлению>>> )

Как ориентироваться в Париже

    В незнакомом городе легко заблудиться. Чтобы вы не плутали в Париже ни днем после экскурсий, ни ночью после рискованных приключений, мы кратко расскажем, как ориентироваться во французской столице. 
    Париж разделен на 20 округов, в каждый из которых входит 4 квартала. Эта административная структура города сохранилась с 1859 года. Названий у районов нет, им присвоены номера. Нумерация начинается с района, в котором находится Лувр и по спирали идет от центра к окраинам. В округах от 1 до 9 расположены большая часть министерств, государственные и правительственные учреждения, посольства, деловые центры, университеты, крупнейшие универмаги. Это самый центр французской столицы. 
    В западных и северо-западных районах (15-17) по традиции селились состоятельные граждане, буржуазия. Эти округа и по сей день остаются самыми престижными и благоустроенными. Восточные районы (10, 11, 12, 20) - наиболее обширные и густозаселенные. Здесь в рабочих кварталах сосредоточено большинство предприятий, мелких мастерских и небольших магазинов. Границей Парижа считается кольцевая дорога. 
    На любой карте Парижа вы найдете схему метро и RER (регионального скоростного метро) с перечнем всех станций в алфавитном порядке. Станциям присвоены номера, под которыми они отмечены на плане города, так что найти их очень легко. 
   Метро - самый удобный транспорт в Париже. На его 15 линиях расположены 368 станций. Входы на станции метро обозначены желтыми кругами с буквой М. От одной станции метро до другой не более 500 метров, так что с его помощью можно попасть практически в любую точку города. Каждая линия метро имеет свой номер. Направление движения на линии определяется по названию конечной станции. Указатель с названиями конечных станций данного направления висит в центре каждого перрона, на нем же написано время отправления первого и последнего поезда. Табло с названием направления светится также в голове каждого поезда. 
   Желтые, оранжевые или красные светящиеся указатели с надписью CORRESPONDANCE обозначают переход на другие линии, а синие указатели с надписью SORTIE - выход из метро. 
   Обратите внимание на особенность поездов парижского метро и RER. Двери в вагонах отрываются не автоматически, а только после того, как нажата большая кнопка или поднят рычаг (в зависимости от конструкции вагона). Эти рычаги или кнопки установлены с внешней и внутренней стороны каждой двери. 
   При выходе из метро обязательно вывешен план квартала, в котором находится эта станция. 
   Пять линий RER связывают пригороды с центром Парижа. На схеме они обозначаются буквами A, B, C, D и E. Входы на станции регионального скоростного метро в черте Парижа совпадают со входами на станции метро, так что пересадку можно сделать очень быстро. Вход на станцию показывает сине-белый круг с буквами RER. Указатели переходов и выхода такие же, как в метро. В Париже и метро, и RER работают с 5.30 утра до 0.30 ночи. 
    Надеемся, что с помощью этой информации вы сможете найти выход в Париже из любой ситуации. Смело открывайте для себя этот фантастический город и днем, и ночью! 
    На карте Парижа вы встретите следующие обозначения: 
    Avenue (или av.) - проспект;Boulevard (или blvd.) - бульвар; Gare - вокзал;Plaсe (или pl.) - площадь;Pont (или pt.) - мост;Porte - ворота;Quai - набережная; Rue - улица; Route - дорога; RG - левый берег (Сены); RD - правый берег (Сены); CDG 1 или 2 - аэропорт Шарль де Голль-1 или 2.  ( к оглавлению>>>)

Франция средневековая

Франция — это жемчужина Европы. Кто из нас не мечтает когда-нибудь увидеть все, что создал талантливый, удивительно щедрый и гостеприимный французский народ! Архитектурные памятники Франции известны всему миру. Их возраст исчисляется веками и даже тысячелетиями. Отправимся в короткое путешествие по местам древних построек, сохранившихся до наших дней, и попробуем ощутить их величие и красоту, постараемся запечатлеть в памяти их названия.

Итак, на востоке Франции, в г. Пуатье, находится древнейшее сооружение, относящееся ко II тысячелетию до н.э. Это квадратное здание, сложенное из кирпича и бутового камня. Чередование различных способов кладки создает своеобразный декоративный эффект. В эпоху раннего христианства здесь совершался обряд крещения, поэтому оно получило название баптистерий. Такой же «квадратный дом» с высоким цоколем и глубоким портиком хорошо сохранился в г. Ниме. Храм построен в 16 году н.э. А невдалеке от него находится так называемый Гарский мост — прекрасной формы акведук, созданный во времена императора Августа (конец I века до н.э.). Он состоит из трех ярусов, два нижних имеют арки, а на верхнем расположен канал водопровода, украшенный миниатюрной аркадой.

В провинциях Бургундия, Оверни, Прованс и Нормандия мы увидели классические постройки романского архитектурного стиля. Самые большие и величественные соборы находятся в Бургундии. Они запоминаются великолепным убранством помещений. Знатоки обратят внимание на конструктивные новшества, использованные строителями, которые позволили облегчить стены и одновременно достигнуть большой высоты сводов.

Блестящим образцом романской архитектуры является церковь Св. Петра и Св. Павла в аббатстве Клюни (1088—1131 гг.). Хотя сохранилась лишь небольшая ее часть, тем не менее фрагменты этой постройки, описания и рисунки позволяют нам представить ее масштабы. Это была самая большая церковь в Европе: длина 127 м, высота потолка центрального помещения 30 м. Фасады украшали пять высоких башен.

В церкви монастыря Клюни можно увидеть оригинальные резные капители с символическими изображениями музыкальных тональностей (ладов). А в церкви Сен-Лазар, по преданию, хранились останки Лазаря, который был воскрешен Христом. Внутри собора привлекает внимание рельеф, изображающий сцену Страшного суда. В центре изображены ангел и черт, ухватившиеся за весы, каждый старается перетянуть чашу в свою сторону. Правая часть рельефа показывает праведников, сопровождаемых ангелами, а левая — грешные души, которых черти уводят в ад. В Сен-Лазар находится один из старейших скульптурных календарей. В каменных медальонах заключены 12 знаков зодиака, чередующихся с фигурками людей, символизирующих отдельные месяцы. Интересная скульптурная композиция расположена в церкви Сент-Мадлен (1120—1150 гг.), находящейся в городке Везле. В центре композиции Христос, дающий наставления апостолам. По краям стоят фигурки полуфантастических существ, похожих на пигмеев, людей со слоновьими ушами, чудовищ с собачьими головами. По-видимому, это идолы, от которых Христос старается уберечь своих учеников.

На архитектурное искусство Прованса заметное влияние оказало послеримское и византийское творчество. Например, купольная церковь Сен-Фром в Периге (1120—1179 гг.) построена по образцу собора Св. Марка в Венеции. В Арле мы увидим церкви Сен-Трофим (XII в.) и Сен-Жиль (XI—XII вв.). Фасады их оформлены в виде римских триумфальных арок. Античные орнаменты колонн с коринфскими капителями свидетельствуют о том, что традиции предшествующей культуры не были забыты.

Свои отличительные черты есть и у средневековых храмов Нормандии. При их строительстве долгое время использовали деревянные перекрытия. Крестовые своды появились только в конце XI века. Скульптурные украшения практически отсутствуют. Храмы Нормандии похожи на крепости с мощными стенами и башнями. Сказалось влияние Англии, которой в ту пору принадлежали земли Северной Франции. Ответный поход нормандских воинов на Англию, завершившийся в 1066 г. успешной битвой, замечательно изображен на ковре, вышитом цветными шерстяными нитками мастерицами того времени. Ковер длиной 70 м и шириной 0,5 м украшает одну из стен собора в г. Байе.

Среди скульптурных памятников романского стиля обращает на себя внимание композиция в церкви Сен- Пьер, что в г. Муассаке (1120 г.). На ее южном портале изображена сцена прославления Христа. Он сидит на троне, вокруг которого лев, орел, бык и ангел — символы евангелистов. Далее располагаются фигуры 24 старцев с чашами и музыкальными инструментами в руках. Их благородные и выразительные позы невольно притягивают к себе взоры посетителей.

Франция больше, чем какая-либо иная страна, известна своими готическими соборами. Термин «готика» (от названия германского племени готов) возник в эпоху Возрождения. Готическим называли любое искусство, не соответствовавшее классическим античным формам, а значит, не представлявшее интереса для современников. И только в XIX в. культурное наследие средних веков было признано ценным. Родиной готического искусства является французская провинция Иль-де-Франс — центр королевских владений. Главный город провинции — Париж — в XII в. становится столицей Франции, а впоследствии — культурной столицей Европы. «Ничто не может сравниться с Парижем. Париж — цвет всех искусств и ремесел», — писал поэт Эсташ Дешан в XIV в. Париж привлекал ремесленников со всей Европы; здесь находились цехи каменщиков и скульпторов. Этими мастерами и были разработаны художественные традиции готического искусства.

Готический собор представляет собой базилику, т.е. вытянутое с запада на восток прямоугольное здание с высокой средней частью (нефом), более низкими боковыми нефами и поперечным вытянутым помещением — трансептом. У западного фасада две башни, вход выполняется в виде портала, вверху круглое окно-роза. Центральная часть собора венчается башней или шпилем. При строительстве использовалась новая конструкция перекрытий: арочный крестовый свод опирался на столбы. Такое перекрытие собора было значительно легче романского. Давление свода уменьшали аркбутаны — наружные каменные полуарки и контрфорсы — наружные выступы. Все это позволило зодчим уменьшить толщину стен, увеличить размеры окон, расширить внутреннее пространство здания. Стало возможным строить соборы невиданной ранее высоты и толщины.

Первоначально строительные новшества были применены в церкви аббатства Сен-Дени под Парижем. Сен-Дени (1137—1151 гг.), основанное в честь святого Дионисия (проповедника христианства в Галлии и первого епископа Парижа), являлось королевским аббатством в течение многих веков.

Здесь получали первое образование наследники престола, здесь находились могилы французских королей. Выдающуюся роль в сооружении Сен-Дени сыграл аббат Сугерий (1080 —1151 гг.). Он был советником французских королей, играл заметную роль в политической жизни Франции и Европы. Сугерий пригласил для строительства лучших мастеров со всей страны, поддерживал их нововведения и даже сам участвовал в различных работах. Потом он написал книгу об истории строительства храма. На фасаде здания выбиты слова Сугерия: «Чувственною красотою душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам». Сен-Дени стала образцом для многих соборов Франции.

Среди соборов ранней готики самый величественный, конечно, знаменитый Нотр Дам де Пари (Парижской Богоматери). Его строительство было начато в 1163 г. Первый камень заложил сам король Людовик VII, ему помогал папа Александр III.

Собор неоднократно перестраивался: в XIII в. архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монбро, в начале XIV в. — Пьером де Шеллем. В итоге архитектура храма вобрала в себя черты двух стилей. Башни фасада и столбы центральной части массивны. Преобладает горизонтальное членение здания, что характерно для романской архитектуры. С другой стороны, крестовый свод, опирающийся на арки-нервюры, применение полуарок-аркбутанов, стрельчатые формы окон и арок, обилие света — черты, свойственные готике. Собор был одним из самых больших по размеру зданий своего времени: его длина составляет 129 м, высота башен — 69 м.

В собор ведут три входа-портала, состоящие из вереницы арок. Над ними находятся ниши со статуями библейских царей и пророков, которые отождествлялись с французскими королями. Это место еще называется «галереей королей». В центре западного фасада расположено круглое окно-роза, ажурный рисунок его решеток напоминает цветок с раскрытыми лепестками.

Очень красивый и интересный готический собор находится в г. Шартре. При его строительстве король Людовик IX пожаловал собору большое окно-розу, витражи были пожертвованы ремесленными цехами города. В 1194 г. собор почти полностью сгорел. Через 6 лет здание было восстановлено и реконструировано. Была увеличена высота аркад и окон — за счет этого в соборе стало больше света. Внутреннее пространство приобрело большую цельность и объем. Стены украсили многочисленными рельефами и статуями.

Известен также готический собор в г. Реймсе. Он возводился с 1212 г. по 1311 г. Это сооружение относится к зрелой готике. Башни составляют единое целое с фасадом, где помещены два окна-розы (диаметр большего из них 11,5 м). Огромные окна боковых фасадов почти соприкасаются друг с другом. Собор украшает «галерея королей» с колоссальными статуями. Все составляющие части храма — высокие стрельчатые окна, стройные колонны, ниши, рельефы, скульптура — подчеркивают единое стремление ввысь. Недаром собор в Реймсе был избран местом коронации французских монархов.

Самый крупный и высокий во Франции собор находится в г. Аменье (1218—1268 гг.). Длина его составляет 145 м, а высота — 42,5 м. С высочайшим мастерством в готическом стиле исполнены все архитектурные атрибуты собора. История сохранила имена его создателей — Тома де Кармона и его сына Рено, а также Роберта де Люзарша.

С конца XIII в. начинается новый этап в архитектуре Франции. Практически перестали возводить крупные соборы, но продолжали строительство храмов, начатое в предыдущем столетии. Делались пристройки к соборам, сооружались небольшие изящные здания. Сент-Шапель — «священная часовня» Людовика IX в Париже (1243—1248 гг.) — один из примеров зрелой готики архитектора Пьера де Монтро. Эта церковь символически выполняла роль драгоценного ларца, т.к. здесь должна была храниться редчайшая христианская реликвия — терновый венец Христа, купленный у византийского императора за огромную сумму. Сент-Шапель возведена в честь Богоматери. Церковь представляет собой базилику, размером 31 х 10,7 м, в центре которой находится башня-колокольня с высоким шпилем. Все сооружение очень изящно, полно света и красок.

XIV — XV вв. считаются периодом поздней готики. Иногда ее называют «пламенеющей», т. к. линии приобрели форму языков пламени. Широкое распространение получили криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент. Готический стиль все чаще используется в обычных городских постройках. Итальянский прозаик того времени Брунетто Латини, побывавший во Франции, так отзывался об увиденном в своей книге: «Французы строят дома просторные и открытые и расписывают их, делают комнаты, связанные друг с другом, чтобы вкушать радости и наслаждения без шума и войн». Примером типичного городского дома того периода является особняк в г. Бурже (1443—1453 гг.), принадлежавший Жаку Кера, одному из крупнейших финансистов Франции и личному банкиру короля Карла VII.

Итак, мы почувствовали, что именно французские зодчие воплотили в своих шедеврах, поняли, что их архитектурные творения сочетают в себе прочность, величие и красоту.

( к оглавлению>>>)

Good to Know
Диснейленд



 

 

Горные лыжи

 
Author information goes here.
Copyright © 2003 [Клуб Семейных Путешествий]. All rights reserved.
Revised: апреля 24, 2003 mailto:familytour@narod.ru


Сайт управлÑетÑÑ ÑиÑтемой uCoz